Взаимное размещение объектов на экране не совпадает с их логической связью и/или с их важностью
К сожалению, нормой является ситуация, при которой наиболее важные объекты (и, соответственно, наиболее важные действия) либо заслоняются от пользователя менее важными, либо находятся там, где пользователь не ожидает их найти. Например, типичный случай, когда программа, выполняющая только одну функцию, при этом вызвать эту функцию можно только из меню или с помощью пиктограммы на панели инструментов (при этом нужная пиктограмма не снабжена подписью и теряется на фоне других пиктограмм панели). Если бы кнопка для вызова этой функции была размещена ближе к центру окна программы, была сразу заметна и снабжена однозначной подписью, простота вызова функции увеличилась бы на порядок
Программа должна активно помогать организовывать эффективную работу пользователя. В большинстве случаев программа сама может вычислить объём работ и приоритетность выполнения заданий пользователем, и предложить список работ пользователю в виде меню, списка актуальных задач (task framework), требующих пользовательского труда.
Меню и панель инструментов переводчика PROMT. Упуская вопросы количества и понятности пиктограмм, следует отметить, что кнопка основной функции программы - перевода - никаким образом не доминирует над всем этим многообразием элементов управления.
Меню и панель инструментов программы распознавания текста FineReader. Не говоря уже о том, что количество пиктограмм на порядок меньше, а понятность их на порядок выше, триада основных функций программы - отсканировать, распознать, проверить - сразу бросается в глаза. Кнопки расположены именно там где пользователь и ожидает их найти. А расположение и обозначение кнопок в виде неделимой последовательности действий, сокращает время обучения практически до 0. Отличный интерфейс.
Еще один характерный пример. Цель этой программы одна - проигрывать видео. Так почему же кнопка Play одного размера и цвета с, к примеру, настройками видео. Первое, что видит пользователь открыв программу - полтора десятка невыразительных кнопок, а должен видеть только две - открыть и проиграть.
Выводы
В дизайне интерфейсов, как и в любом дизайне, необходимо уделять внимание "расстановке акцентов". Пользователь должен загружать программу и сразу понимать, что ему нужно сделать в первую очередь. Существует множество способов достижения этой цели и как правило хороший эффект достигается от применения всего комплекса мер по улучшения понятности интерфейса. Это и группировка элементов методом карточной сортировки, и умеренность в пиктограммах, и качество их прорисовки, и построение структуры программы в соответствии с представлениями пользователя, и многое-многое другое.
Для правильного построения пользовательского интерфейса, отражающего адекватный алгоритм деятельности пользователя, необходимы usability-исследования с привлечением конечных пользователей и экспертов. Такие сложные работы обычно принято проводить параллельно процессу проектирования ПО, начиная с ранних стадий проектирования.
наверх к оглавлению