Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие



         

Безопасность жизнедеятельности. Пособие - стр. 34


Элементы: санитарно-гигиенические (шум,
, освещение и др.); психофизиологические (динамическая нагрузка, рабочая поза и т.п.) и другие. Существуют и другие подходы к определению Ит.

Классификация психологических причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев (травм)

 

В каждом действии

человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действия в целом.

Таким образом, в классификации психологических причин

возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:

1)              Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании

выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть

относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим требованиям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения и др. состояниях).

2)              Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем, требований безопасности труда и способов их выполнения.

3)              Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических

и физических возможностей человека требования работы. Такое несоответствие

может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т.д.) и временным

(переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьяненье).

Эта классификация дает возможность разработать профилактические мероприятия по предупреждению травм в каждом классе: мотивационный – в основе мероприятий пропаганда и воспитание; ориентировочный – обучение, отработка навыков; исполнительный




Содержание  Назад  Вперед