Интеллектуальные робототехнические системы


Семантические сети


Семантика в бытовом понимании означает смысл слова, художественного произведения, действия и т.д. Семантическая сеть (СС) - это граф, дуги которого есть отношения между вершинами (значениями). Семантические сети появились как модель СПЗ при решении задач разбора и понимания смысла естественного языка. Модели в виде СС активно развиваются в работах зарубежных и отечественных ученых, вбирая в себя важнейшие свойства других типов моделей [34], [35], [36], [37].

Пример семантической сети для предложения типа "Поставщик осуществил поставку изделий по заказу клиента до 1 июня 2004 года в количестве 1000 штук" приведен на рис. 2.3.


Рис. 2.3.  Пример семантической сети

На этом примере видно, что между объектами Поставщик и Поставка определено отношение "агент", между объектами Изделие и Поставка определено отношение "объект" и т.д.

Число отношений, используемых в конкретных семантических сетях, может быть самое разное. К.Филмор, один из первых поборников идеи семантических падежей при разборе предложений, проводил свои рассуждения, пользуясь дюжиной отношений [34]. Неполный список возможных отношений, используемых в семантических сетях для разбора предложений, выглядит следующим образом [5].

Агент - это то, что (тот, кто) вызывает действие. Агент часто является подлежащим в предложении, например, "Робби ударил мяч".

Объект - это то, на что (на кого) направлено действие. В предложении объект часто выполняет роль прямого дополнения, например, "Робби взял желтую пирамиду ".

Инструмент - то средство, которое используется агентом для выполнения действия, например, "Робби открыл дверь с помощью ключа ".

Соагент служит как подчиненный партнер главному агенту, например, "Робби собрал кубики с помощью Суззи".

Пункт отправления и пункт назначения - это отправная и конечная позиции при перемещении агента или объекта: "Робби перешел из комнаты в библиотеку ".

Траектория - перемещение от пункта отправления к пункту назначения: "Они прошли через дверь по ступенькам на лестницу ".


Средство доставки - то в чем или на чем происходит перемещение: "Он всегда едет домой на метро ".

Местоположение - то место, где произошло (происходит, будет происходить) действие, например, "Он работал за столом ".

Потребитель - то лицо, для которого выполняется действие: "Робби собрал кубики для Суззи".

Сырье - это, как правило, материал, из которого что-то сделано или состоит. Обычно сырье вводится предлогом из, например, "Робби собрал Суззи из интегральных схем ".

Время - указывает на момент совершения действия: "Он закончил свою работу поздно вечером ".

Наиболее типичный способ вывода в семантических сетях (СС) - это способ сопоставления частей сетевой структуры. Это видно на следующем простом примере, представленном нарис. 2.4.


Рис. 2.4.  Процедура сопоставления в СС

Куб Cube принадлежит миру BlockWorld.

Куб Cube_001 есть разновидность куба Cube.

Легко сделать вывод:

Куб Cube_001 есть часть мира BlockWorld.

Еще один пример поиска в СС. Представим вопрос "какой объект находится на желтом блоке?" в виде подсети, изображенной на рис. 2.5. Произведем сопоставление вопроса с сетью, представленной на рис. 2.6. В результате сопоставления получается ответ - "Пирамида".


Рис. 2.5.  Вопрос в виде CC


Рис. 2.6.  Процедура сопоставления в СС


Содержание раздела