Распознавание по методу аналогий.
Этот метод очень хорошо знаком студентам (знание решения аналогичной задачи помогает в решении текущей задачи).
Рассмотрим этот метод на примере задачи П. Уинстона [5] по поиску геометрических аналогий, представленном на рис. 4.4. Среди фигур второго ряда требуется выбрать X
{1, 2, 3, 4, 5} такое, что A так соотносится с B, как C соотносится с X, и такое, которое лучше всего при этом подходит. Для решения задачи необходимо понять, в чем разница между фигурами A и B (наличие/отсутствие жирной точки), и после этого ясно, что лучше всего для C подходит X=3 .Решение таких задач предполагает описание изображения и преобразования (отношения между фигурами на изображениях), а также описание изменения отдельных фигур, составление правил и оценка изменений.
Рис. 4.4. Задача поиска геометрических аналогий
В качестве примера запишем три правила, показывающие, каким образом одно изображение (исходное) становится результирующим (рис. 4.5).
Правило 1 (исходное изображение):k выше m,k выше n,n внутри m
Правило 2 (результир. изображение):n слева m
Правило 3 (масшабирование, повороты):
kисчезло
mизменение масштаба 1:1, вращение 00
nизменение масштаба 1:2, вращение 00
Рис. 4.5. Правила преобразования
Отметим важные моменты при таких преобразованиях. В исходном и результирующем изображениях допускаются отношения ВЫШЕ, ВНУТРИ, СЛЕВА, В результате преобразования изображение может стать МЕНЬШЕ, БОЛЬШЕ, испытать ПОВОРОТ или ВРАЩЕНИЕ, ОТРАЖЕНИЕ, УДАЛЕНИЕ, ДОБАВЛЕНИЕ. Написание правил лучше всего начинать с проведения диагональных линий через центры фигур. Лишние отношения (СПРАВА ОТ и СЛЕВА ОТ, ВЫШЕ и НИЖЕ, ИЗНУТРИ и СНАРУЖИ,) использовать не рекомендуется.
Теперь задачи распознавания мы можем решать достаточно просто, записав для отношений правила 1, 2, 3 и проведя сопоставление, например так, как это сделано для следующей задачи: найти X такое, что A
B , как C X (рис. 4.6).Рис. 4.6. Пример задачи распознавания по аналогии
A B |
kвыше m |
kслева m |
k, m масштаб 1:1 поворот 00 | ||
C 1 |
xвыше y |
yвыше x |
x, y масштаб 1:1 поворот 00 | ||
C 2 |
xвыше y |
yслева x |
x, y масштаб 1:1 поворот 00 | ||
C 3 |
xвыше y |
xслева y |
x, y масштаб 1:1 поворот 00 | Сопоставление успешно |
Дополнительно следует отметить, что разные виды преобразований могут иметь различные веса, например, исчезновению фигуры целесообразно назначить больший вес, чем преобразованию масштаба; а вращение фигуры может иметь меньший вес, чем отражение. С этими особенностями можно будет познакомиться в упражнениях к данной лекции.
Методы распознавания по аналогии могут быть эффективнее, если используется обучение. Различают обучение с учителем, обучение по образцу (эталону) и др. виды обучения [2], [5]. Суть идеи такова. Программе распознавания предъявляется объект, например, арка. Программа создает внутреннюю модель:
(арка (компонент1 (назначение (опора)) (тип (брусок))) (компонент2 (назначение (опора)) (тип (брусок))) (компонент3 (назначение (перекладина)) (тип (брусок)) (поддерживается (компонент1), (компонент2)))
После этого предъявляется другой объект и говорится, что это тоже арка. Программа вынуждена дополнить свою внутреннюю модель:
(арка (компонент1 (назначение (опора)) (тип (брусок))) (компонент2 (назначение (опора)) (тип (брусок))) (компонент3 (назначение (перекладина)) (тип (брусок) или (клин) ) (поддерживается (компонент1), (компонент2)))
После такого обучения система распознавания будет узнавать в качестве арки как первый, так и второй объект.